Муромцевский муниципальный район
Портал Правительства Омской области

Роль саморегулируемых организаций в экономике России

Мировой опыт говорит о том, что саморегулируемые организации – это более эффективная мера и форма контроля за участниками рынка, чем государственный контроль. В государствах с развитой экономикой саморегулируемые организации предпринимателей рассматриваются не только как гражданские институты, представляющие интересы предпринимателей, но и как важнейший элемент общей системы регулирования предпринимательской деятельности, дополняющий и замещающий государственное регулирование. При этом государство, безусловно, сохраняет за собой все основные контрольные функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс, поскольку имеет дело уже не с бесконечным количеством участников хозяйственной деятельности, а с вполне определенным числом их объединений.

Развитие саморегулирования и повышения роли общественных организаций в разработке и реализации социально-экономической политики является не данью моде, а жестким требованием времени, реалии которого таковы, что без участия бизнес-сообщества государству не наладить эффективного управления экономикой страны и не перейти к инновационному типу развития в долгосрочной перспективе. Особо важную роль общественные и, прежде всего, саморегулируемые организации могут играть в таких секторах экономики, где существует большая численность субъектов хозяйственной деятельности, которые отличаются социальной неоднородностью, масштабом бизнеса, правовым статусом и распределением на обширных территориях.

Считается, что для эффективного, поступательного развития экономики нашего государства необходимо значительно сокращать объем государственного вмешательства в хозяйственную деятельность, которое является одним из главных тормозов развития, постепенно избавлять экономику от избыточных рычагов государственного регулирования, одновременно оптимизировав функции министерств и ведомств.

Российская Федерация в последние десятилетия уверенно идет по пути сокращения государственного вмешательства в экономику.

Серьезным шагом в этом направлении стало принятие в 2007 году Федерального закона «О саморегулируемых организациях».

Предполагаемое законом сокращение государственного вмешательства в развитие бизнеса и передача управления всеми процессами в руки профессиональных сообществ – саморегулируемых организаций призвано улучшить сложившуюся на сегодняшний день ситуацию на рынке, которую многие характеризуют как «коррупционную» и «забюрократизированную».

Вместе с тем, саморегулирование не может просто так заменить государственный контроль. Для этого должно пройти достаточно длительное время, которое потребуется для выработки требований к членам той или иной саморегулируемой организации, сглаживанию возможных недоработок и недочетов в законе, налаживанию системы контроля деятельности и механизмов ответственности.

Одной из основных задач саморегулируемых организаций – это выработка стандартов, которые будут определять те требования, которые профессиональные сообщества предъявляют к качеству тех услуг, в отношении которых осуществляется саморегулирование.

Как правило, нормы, разрабатываемые профессиональным сообществом, гибче и мобильнее норм, исходящих от государства, лучше адаптированы к изменяющимся условиям рынка и позволяют оперативно заполнить имеющиеся пробелы в законодательстве. Нормотворческая деятельность саморегулируемых организаций характеризуется не только дополнением и конкретизацией действующего законодательства, но и зачастую ужесточением требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности.

Прежде всего, правила и стандарты саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам.

Согласно законодательству о саморегулируемых организациях разрабатываемые правила и стандарты должны также:

- предусматривать меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов за нарушение требований, установленных в них;

- предусматривать информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых третьих лиц деятельности членов саморегулируемых организаций;

- соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов саморегулируемых организаций, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемых организаций;

- устанавливать запрет на осуществление членами саморегулируемых организаций деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности;

- устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих ущерб потребителям и третьим лицам и т.п.

Во-первых, их принятие предусмотрено законом: наличие разработанных правил и стандартов предпринимательской (профессиональной) деятельности является одним из обязательных условий для приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой (ч. 3 ст. 3 Закона о саморегулируемых организациях, ст. 22 Закона об оценочной деятельности).

Во-вторых, правилам и стандартам саморегулируемых организаций свойственна публичность: они в обязательном порядке должны быть представлены саморегулируемой организацией в уполномоченный федеральный орган и/или официально опубликованы (размещены на официальном сайте в сети Интернет). Их содержание носит общедоступный (открытый) характер, что несколько сближает правила и стандарты с нормативно-правовыми актами, исходящими от государства.

В-третьих, данные акты саморегулируемых организаций играют активную регулирующую роль в упорядочивании предпринимательских отношений: они не просто регламентируют внутреннюю деятельность саморегулируемых организаций, но и устанавливают правила поведения субъектов предпринимательской деятельности на рынке, зачастую, даже более строгие, чем установленные в законодательстве.

Вместе с тем, функционирование саморегулируемых организаций и принятые ими стандарты не должны препятствовать развитию бизнеса и появлению на рынке новых участников и призвано формировать требования профессиональных сообществ к своим членам.

Саморегулируемые организации должны стремиться к формированию положительного мнения о себе не только со стороны профессионального сообщества, но и государства и общества в целом. Они должны заботиться о том, чтобы в их ряды вступали только квалифицированные специалисты, имеющие и хорошее образование, и опыт работы.

Одновременно с этим, саморегулируемые организации должны работать над своим расширением, вступлением новых членов в свои ряды, способствуя, таким образом, развитию конкуренции в отрасли.

Вместе с тем, на наш взгляд, сегодня говорить о существовании какой-либо достаточно развитой системе саморегулируемых организаций на всей территории Российской Федерации не приходится. Основная масса этих организаций зарегистрирована в центральных регионах страны, на территории Сибири и Дальнего Востока их число относительно невелико.

Достаточно сказать, что на сегодняшний день в Омской области зарегистрирована только одна саморегулируемая организация арбитражных управляющих – Ассоциация «Урало-Сибирское объединение арбитражных управляющих». Так, большинство арбитражных управляющих, работающих в Омской области, являются членами «иногородних» саморегулируемых организаций.

Однако, наблюдается положительная тенденция в развитии саморегулирования в различных отраслях экономики, например, на территории Омской области в последнее время зарегистрированы Саморегулируемая организация «Содействие развитию сферы риэлторской деятельности «Профессиональные риэлторы Омской области», «Сибирское региональное объединение «Омский Союз риэлторов», Некоммерческое партнерство содействия развитию качества и безопасности перевозок «Саморегулируемая организация «Омские перевозчики».

Это обусловлено, прежде всего, обязательностью членства в саморегулируемых организациях субъектов этой отрасли.

При всех предполагаемых положительных моментах, связанных с существованием и деятельностью саморегулируемых организаций, нельзя забывать и о необходимости контроля за ними со стороны государства.

В этой связи задача государства не допустить, чтобы членство в СРО превращалось в своего рода индульгенцию для некоторых нечистоплотных предпринимателей.

Поэтому нельзя полностью возлагать функции контроля за профессиональной деятельностью членов саморегулируемых организаций на сами эти организации.

Показателен тот факт, что количество жалоб на неправомерные действия арбитражных управляющих, поступающих в Росреестр и его территориальные органы, с каждым годом возрастает. При этом случаи привлечения арбитражных управляющих к ответственности со стороны саморегулируемых организаций единичны.

Это говорит о том, что до настоящего момента саморегулируемым организациям арбитражных управляющих не удалось зарекомендовать себя в качестве эффективного, действенного механизма регулирования деятельности своих членов.

Вместе с тем, появление и утверждение института саморегулируемых организаций в нашей стране будет способствовать дальнейшему развитию экономики России в различных отраслях.

 

Наталья  Яценко,

                                                                                     главный специалист-эксперт отдела

                                                       правового  обеспечения, по контролю (надзору)

в сфере саморегулируемых организаций

Управления Росреестра

по Омской области.


11.09.2017 14:58

версия для печати

Поделиться в социальных сетях:
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter