Муромцевский муниципальный район
Портал Правительства Омской области

Информация Росреестра

 

Количество заявлений  в электронной форме  увеличивается

 

С начала 2017 года в Управление Росреестра по Омской области в электронном виде поступило  более 5000 заявлений на государственную регистрацию прав  через портал Росреестра. При этом с каждым месяцем количество заявлений  в электронной форме постоянно увеличивается. Так, например, в  минувшем июне Управлением принято более 1700 электронных заявлений, что на 600 заявлений больше, чем в мае этого года.

 Названные цифры свидетельствуют о востребованности указанной электронной услуги Росреестра у заявителей и ее растущей популярности.

Согласно статистике за 2 квартал 2017 года 52 процента заявлений представлено физическими лицами, 22 – нотариусами, 24 – органами государственной власти и органами местного самоуправления и 2 процента – юридическими лицами.

В целях повышения качества и доступности результатов исполнения государственной функции по государственной регистрации прав, создания благоприятных условий для заявителей и привлечения более широкого круга лиц к получению электронных услуг Росреестра Управлением издан приказ, согласно которому с 1 июля 2017 года  сроки проведения государственной регистрации прав на основании заявлений, представленных в электронной форме, сокращены. Регистрация таких заявлений проводится в следующие сроки:

   не позднее четырех рабочих дней со дня приема органом регистрации прав заявления и прилагаемых к нему документов, если более короткий срок не установлен действующим законодательством Российской Федерации и настоящим приказом;

        не позднее трех рабочих дней со дня приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов.

Более короткий срок – один рабочий день, следующий за днем приема документов, – действующим законодательством установлен для заявлений, представленных на государственную регистрацию прав в электронном виде нотариусами. Регистрация за один день, а также возможность избежать необходимости самостоятельно обращаться в офисы приема документов объясняет популярность услуги нотариусов по представлению заявлений на  регистрацию прав в электронном виде.

Для удобства пользователей и повышения доступности электронных услуг Росреестр приступил к выдаче сертификатов электронной подписи собственного удостоверяющего центра на базе Федеральной кадастровой палаты. С помощью сертификатов электронной подписи, выданных удостоверяющим центром Росреестра, можно воспользоваться государственными услугами не только Росреестра, но и других ведомств. Офисы кадастровой палаты, где можно получить электронную подпись, расположены как в городе Омске, так и во всех муниципальных районах Омской области.

Юлия Швецова,

заместитель начальника отдела

государственной регистрации недвижимости

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.

 

 

 

Машино-место: регистрация прав и кадастровый учет 

 

До 1 января 2017 действующее законодательство не определяло понятие машино-места. В пункте 21 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ (далее – ГрК РФ) содержалось лишь понятие парковки (парковочного места).

Парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон     № 315-ФЗ) в п. 21 ст. 1 ГрК РФ были внесены изменения: текст «зданий, строений или сооружений» исключили из понятия парковки. Вместе с тем, введен п. 29 ст. 1 ГрК РФ, который закрепил понятие машино-места.

Под машино-местом понимается предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Машино-место не нужно специально ограждать, поскольку границы определены проектной документацией здания (сооружения) и обозначены или закреплены лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания (сооружения), либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами) (п. 6.2 ст. 24 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Для машино-места установлено ограничение по минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места. Приказом Минэкономразвития России от 07.12.2016 № 792 установлены минимально допустимые размеры машино-места (5,3 x 2,5 метра) и максимально допустимые размеры машино-места (6,2 x 3,6 метра).

В настоящее время машино-места могут быть предметом ипотеки наравне с иными объектами недвижимости – земельными участками, зданиями, помещениями, сооружениями (ст. 69.1 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ). При расчете налога на имущество физических лиц за машино-место станет применяться налоговая ставка в размере не более 0,3 процента от его кадастровой стоимости.

До 2017 года машино-места регистрировались как право общей долевой собственности на долю в нежилом помещении. При этом количество сособственников могло быть очень много. В связи с этим, собственники машино-мест испытывали значительные трудности в процессе распоряжения долями,  так как для возмездного отчуждения необходимо было получить письменное согласие остальных сособственников либо уведомить их о предстоящей продаже.

Кроме того, такие сделки подлежали обязательному нотариальному удостоверению, что в значительной степени приводило к дополнительным материальным расходам и временным потерям.

В настоящее время законодательство значительно упростило жизнь обладателям машино-мест. Так,  в ст. 6 Закона № 315-ФЗ закреплено, если до дня вступления в силу данного закона были зарегистрированы доли в праве общей собственности на помещения, здания или сооружения, предназначенные для размещения транспортных средств, каждый участник общей долевой собственности вправе осуществить выдел в натуре своей доли посредством определения границ машино-места в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации), а также зарегистрировать право собственности на машино-место. Для выдела в натуре доли в праве общей долевой собственности на помещение и регистрации права собственности на машино-место согласие иных участников долевой собственности не требуется, если участник общей долевой собственности представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, соглашение всех сособственников или решение общего собрания, которые определяют порядок пользования недвижимым имуществом, находящимся в общей долевой собственности.

До прекращения права общей долевой собственности на помещение собственник машино-места имеет право пользования имуществом, оставшимся после выдела машино-места и необходимым для прохода или проезда к машино-месту, и несет бремя содержания такого имущества в объеме, существовавшем до выдела машино-места, в порядке, установленном законодательством РФ.

Общая долевая собственность на помещение, в границах которого располагаются объекты, прекращается со дня выдела в натуре доли последним участником долевой собственности и регистрации им права собственности на машино-место. Имущество, оставшееся после выдела долей из общей собственности на помещения, здания или сооружения, предназначенные для размещения транспортных средств, а также регистрации прав на машино-места и необходимое для прохода или проезда к машино-местам, является общим имуществом собственников помещений и (или) машино-мест.

В случае если зарегистрировано право собственности на объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места (независимо от его соответствия установленным минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-мест), но права на него зарегистрированы как на иной объект недвижимости до дня вступления в силу Закона № 315-ФЗ, то данный объект признается машино-местом.  Полученные до дня вступления в силу Закона № 315-ФЗ документы, которые удостоверяют право собственности на объекты недвижимого имущества и в которых в качестве вида объекта недвижимого имущества указывается машино-место, сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления.

При этом правообладатель объекта недвижимости вправе подать заявление об учете изменений сведений ЕГРН в части приведения вида объекта недвижимости в соответствие с требованиями Закона о регистрации.

 

 

 

Владимир Ершов,

заместитель начальника Омского отдела

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.

 

 

Единый государственный реестр недвижимости

– новый информационный ресурс

 

Оформление прав на объекты недвижимого имущества является очень важной процедурой, без которой правообладатель не может ни продать, ни подарить их, ни распорядиться ими иным образом.

Правообладатели вправе распоряжаться своим недвижимым имуществом только после его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в настоящее время в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации), вступившим в силу с 01.01.2017, которым регламентируются отношения  по оформлению недвижимости в  сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Вступление  в силу Закона о регистрации позволило создать новый единый информационный ресурс (ЕГРН), объединяющий Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости.

Данные нововведения, прежде всего, направлены на обеспечение реализации принципа достоверности и повышение качества  сведений ЕГРН об объектах недвижимости и правах на них.

Согласно действующему законодательству, ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения и правообладателях и ведется в электронной форме.

Выписка из ЕГРН  является единственным документом, удостоверяющим государственную регистрацию прав, и заменяет привычное для правообладателей  свидетельство о государственной регистрации права.

Однако сведения ЕГРН являются актуальными только на момент их предоставления, поскольку уже в день выдачи сведения, содержащиеся в реестре, могут измениться и, соответственно, лицо, запрашивающее сведения, должно понимать, что на них не следует полагаться длительное время.

Между тем, выписка из ЕГРН может быть предоставлена в форме электронного документа или документа на бумажном носителе

Следует отметить, что ведение ЕГРН в электронной форме – это не только «веяние времени», но и острая необходимость нормального функционирования органов Росреестра, так как количество регистрационных и учетных действий стабильно растет. В условиях  необходимости постоянного (бессрочного) хранения  регулярно  прирастающего объема документов происходит увеличение затрат на осуществление такого хранения, которое приводит к дефициту  соответствующих ресурсов.

Порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержден приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968.

В силу части 1 статьи 32 Закона о регистрации, сведения, содержащиеся в ЕГРН, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, являются общедоступными и предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц.

Запрос может быть представлен в орган регистрации прав по выбору заявителя:

-  в виде бумажного документа путем его отправки по почте;

- в электронной форме путем заполнения формы запроса,  размещенной на официальном сайте и едином портале Росреестра;

- в электронной форме посредством отправки электронного документа с использованием  веб-сервисов Росреестра.

Кроме того, запрос также может быть представлен заявителем в виде бумажного документа при личном обращении в многофункциональный центр (МФЦ), с которым органом регистрации прав заключено соглашение о взаимодействии.

Перечень адресов органа регистрации прав, офисов МФЦ, по которым осуществляются прием запросов, представление запросов почтовым отправлением или  в электронной форме, размещен на официальном сайте Росреестра.

За предоставление сведений из ЕГРН взимается плата (ч.2 ст.63 Закона о регистрации). Размер платы зависит от вида запрашиваемой информации, формы предоставления сведений (на бумажном носителе или в виде электронного документа), статуса  заявителя (физическое или юридическое лицо). К примеру, стоимость выписки из ЕГРН об объекте недвижимости в виде бумажного документа для физических лиц составляет 750 руб., для юридических лиц – 2200 руб.

Вместе с тем, за предоставление выписки в электронном виде размер платы меньше (это касается всех форм выписок): 300 рублей – для физического лица и 600 рублей – для юридического.

Орган регистрации прав предоставляет сведения в срок не более трех рабочих дней со дня получения запроса, за исключением запроса нотариуса, направленного в электронной форме в автоматизированном режиме, по которому в соответствии с частью 14 статьи 62 Закона о регистрации сведения предоставляются в электронной форме незамедлительно, но не  позднее следующего рабочего дня после дня направления соответствующего запроса.

 

Полагаю, что ведение единого государственного информационного ресурса в сфере недвижимости в его новом качестве существенно  снижает риски операций на рынке недвижимости, ведет к минимуму бумажный документооборот и позволяет осуществить перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям.

 

                                                                  Наталья Назарова,

заместитель начальника Омского отдела

Управления Росреестра

по Омской области,                         

                                                                          государственный регистратор.

 

Изменения в системе государственной кадастровой оценки

 

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон об оценке) установлен новый порядок проведения государственной кадастровой оценки.

Закон об оценке детально регулирует процедуру оценки, начиная от подготовки к ее проведению и до внесения результатов определения кадастровой оценки в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости.

Государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры:

1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки;

3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

Закон устанавливает определение кадастровой стоимости по единой методике, что позволит повысить качество и обеспечить единообразие определения кадастровой стоимости при государственной кадастровой оценке.

Законом введен институт государственных кадастровых оценщиков, которые на постоянной основе определяют кадастровую стоимость объектов недвижимости. Ими являются вновь созданные или уже существующие государственные бюджетные учреждения (ГБУ), наделенные регионами соответствующими полномочиями. При этом субъект федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам ГБУ.

Кроме того, ГБУ будут определять кадастровую стоимость вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик. Также к функциям таких государственных бюджетных учреждений отнесено: предоставление детальных разъяснений по определённой кадастровой стоимости (что позволит получать информацию из единого источника); рассмотрение обращений об исправлении ошибок (что позволит в упрощённом порядке корректировать величину кадастровой стоимости и обеспечить оперативность исправления ошибок); постоянный мониторинг и обработку данных рынка недвижимости (что позволит повысить достоверность информации о рынке недвижимости); сбор, обработку, систематизацию и накопление сведений об объектах недвижимости (что позволит повысить эффективность информационного взаимодействия).

Бюджетные учреждения уполномочены предоставлять физическим и юридическим лицам разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, а также рассматривать обращения об исправлении ошибок. При определении новой кадастровой стоимости будет учтена информация об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была ранее оспорена. ГБУ обязано осуществлять сбор, обработку и учет информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была ранее оспорена, в целях подготовки к определению новой кадастровой стоимости.

Как и ранее, государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения – не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет. Вместе с тем, введена возможность проведения внеочередной государственной кадастровой оценки, которая не учитывается для целей установления периодичности проведения государственной кадастровой оценки. Установлен исчерпывающий перечень оснований проведения такой оценки. Так, например, внеочередная оценка проводится в случае снижения индекса рынка недвижимости в субъекте РФ на 30 процентов и более со дня проведения последней государственной кадастровой оценки. При этом законом предусмотрен запрет на изменение кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества  в случае, если кадастровая стоимость, полученная в ходе проведения внеочередной оценки, будет выше, чем кадастровая стоимость, содержащаяся в ЕГРН на дату проведения такой оценки.

Надзор за проведением государственной кадастровой оценки осуществляет Росреестр. Он же ведет фонд данных государственной кадастровой оценки. В случае выявления нарушений, связанных с несоблюдением порядка проведения государственной кадастровой оценки, в том числе методических указаний о такой оценке, Росреестр выдает предписание об устранении выявленных нарушений. Таким образом, у правообладателей появляется дополнительная возможность обратиться с жалобой в Росреестр в связи с выявлением нарушений в ходе оценки.

Предусмотрены процедуры рассмотрения обращений об исправлении ошибок в определении кадастровой стоимости. Вводится альтернативная процедура рассмотрения споров по определению кадастровой стоимости. В отличие от ранее существовавшего порядка, новым законом установлено, что для обращения в суд предварительное обращение в комиссию для юридических лиц не является обязательным. Более того, само создание комиссий перестает быть обязательным для субъектов РФ.

Кроме того, изменен состав комиссии – в нее должен входить представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Всего в составе комиссии должно быть не менее пяти членов. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов. Законом исключена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости по такому основанию, как недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Закон об оценке позволит повысить контроль за результатами кадастровой оценки и избежать излишней коммерциализации этих работ. В конечном итоге данный закон призван защитить правообладателей, учесть интересы населения и бизнеса.

 

Нина Дузенко,

главный специалист-эксперт

отдела землеустройства

и мониторинга земель,

кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии

Управления Росреестра

по Омской области.

 

О мониторинге земель в Омской области

 

В соответствии с Положением об Управлении Росреестра по Омской области, утвержденным приказом Росреестра от 30.05.2016 № П/263, Управление на территории Омской области осуществляет полномочия в сфере государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

Деятельность по мониторингу земель в Управлении осуществляют: отдел землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии и территориальные отделы Управления.

Мониторинг земель осуществляется в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения», Порядком организации деятельности территориальных органов и структурных подразделений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии при осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденного приказом Росреестра от 25.06.2015 № П/343 (далее – Порядок), приказом Росреестра от 06.10.2016 № П/494 «Об организации федерального статистического наблюдения за земельными ресурсами в субъектах Российской Федерации и составлении статистического отчета о наличии и распределении земель в 2016 году» и приказами Управления от 31.08.2015  № 249, от 18.10.2016 № П/404. 

 

В соответствии с установленным порядком сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга земель, Управлением осуществляется во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Омской области,  органами местного самоуправления.

Основными информационными ресурсами мониторинга земель являются Единый государственный реестр недвижимости, государственный фонд данных, полученных  в результате проведения землеустройства (далее – ГФД), лесной реестр.

В текущем году Управлением в рамках исполнения задач по государственному мониторингу земель осуществлялись мероприятия по информационному обеспечению органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан сведениями о состоянии и использовании земель; сбор, обработка и анализ сведений по формам ведомственной отчетности по состоянию на 1 января 2017 года.

В целях наглядного отображения изученности территории Управлением созданы и ведутся картограммы наличия материалов о состоянии и использовании земель согласно документам, хранящимся в ГФД (это такие работы как проведение почвенных, геоботанических и других специальных обследований и изысканий, составление проектов рекультивации нарушенных земель, инвентаризация земель и другие виды работ, связанные с изучением состояния и использования земель).

Единственные работы, которые проводились за счет внебюджетных источников в 2016 году,  это работы по рекультивации нарушенных земель на территории площадью 2 га. Работы финансировались из внебюджетных источников.

Ввиду отсутствия соответствующих целевых программ, иные работы по государственному мониторингу земель на территории субъекта, выполненные за счет средств федерального, регионального и местных бюджетов, не проводились.

На сегодняшний день документы, которыми располагает Управление, не позволяют судить о современном состоянии земель, ввиду давности исследований (значительная часть материалов ГФД создана в 70 – 90 годы прошлого столетия). В обновлении нуждается более 80 процентов материалов фонда.

Поэтому сегодня перед государством стоит задача о проведении масштабных работ по изучению состояния и использования земель.

При мониторинге состояния и использования земель выявляются количественные характеристики изменения площадей земель и земельных участков, угодий, а также осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением, а также распределение земель по формам собственности.

Эта работа проводится в рамках федерального статистического наблюдения за земельными ресурсами путем составления ежегодного  отчета о  наличии и распределении земель по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям.

По данным статистического учета общая площадь земель в административных границах Омской области по состоянию на 1 января 2017 года не изменилась и составляет 14114 тыс. га.

В структуре земельного фонда Омской области преобладают земли сельскохозяйственного назначения, на долю которых приходится 55 процентов от общей площади (7756,3 тыс. га), на долю земель лесного фонда – 40,6 процента (5738,1 тыс. га). На долю земель населенных пунктов приходится 1,7 процента, (245,2 тыс.га), из них площадь городов и поселков городского типа составляет 102,8 тыс. га, сельских населенных пунктов – 142,4 тыс. га. Земли промышленности и иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, водного фонда и запаса составляют в сумме только 2,6 процента территории Омской области.

Земельный фонд области по угодьям по состоянию на 1 января 2017 года распределяется следующим образом.

Площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях земель составила 6720,7 тыс. га или 47,6 процента всего земельного фонда Омской области. На долю несельскохозяйственных угодий приходится 7393,3 тыс. га.

Наибольший удельный показатель несельскохозяйственных угодий приходится на долю земель, покрытых лесами и лесными насаждениями, не входящими в лесной фонд, в 2016 году их площадь составила 4757,1 тыс. га или 33,6 процента территории области.

Что касается земель застройки, их  площадь за 2016 год не изменилась и составляет 93,9 тыс. га (0,7 процента от площади области).

Распределение земель в Омской области по формам собственности и принадлежности Российской Федерации, Омской области и муниципальному образованию сложилось следующим образом.

В собственности граждан и юридических лиц находится 5063,1 тыс. га, что составило 36 процентов земельного фонда Омской области (из них 90 процентов – это собственность граждан). В государственной и муниципальной собственности все еще остается 64 процента от площади земель области.

Как у физических, так и у юридических лиц более 98 процентов площадей земель на праве собственности находятся на землях сельскохозяйственного назначения.

По состоянию на 1 января 2017 года в установленном порядке право собственности на земельные участки у Российской Федерации возникло на площади 5998,1 тыс. га, что составило чуть более 62 процентов от общей площади земель государственной и муниципальной собственности. В собственности Омской области зарегистрировано 41,9 тыс. га, муниципальной собственности – 392,4 тыс.  га земель.

Более 96 процентов площади земель, составляющих  собственность Российской Федерации, составили земельные участки, относящиеся к категории земель лесного фонда.

Около 48 процентов земель составляющих собственность Омской области, составили земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, около 43 процента – к землям промышленности, связи и иного специального назначения.

95 процентов площади земель, составляющих муниципальную собственность, относятся к площади земель сельскохозяйственного назначения.

В целом объемы работ по разграничению земель государственной собственности на землях всех категорий выполнены на 71 процент.

На основании данных, полученных в ходе проведения государственного мониторинга земель, Управлением подготовлен региональный доклад о состоянии и использовании земель в Омской области в 2016 году, который вместе с формами федерального статистического наблюдения направлен в Росреестр для подготовки государственного национального доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2016 году.

Все полученные материалы и данные мониторинга внесены и хранятся в  государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства. 

Ирина Фомина,

специалист-эксперт

отдела землеустройства и мониторинга земель,

кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии

Управления Росреестра по Омской области.

 

Ответственность за нарушение земельного законодательства

 

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области осуществляет функцию государственного земельного надзора за соблюдением требований земельного законодательства Российской Федерации. Порядок проведения государственного земельного надзора установлен Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным приказом Минэкономразвития от 20.07.2015 № 486.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме проведения плановых и внеплановых проверок, систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства, проведения анализа и прогнозирования состояния исполнения данных требований, а также принятия мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае выявления правонарушения предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель – вид юридической ответственности, заключающийся в применении в установленном процессуальном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами
к правонарушителям мер административного воздействия в виде предупреждения или административного штрафа.

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная
в официальном порицании, а административный штраф является денежным взысканием и выражается в рублях.

Юридическим фактом – основанием для принятия решения о мерах
по результатам проверки – является акт проверки, в котором в том числе должны быть отмечены выявленные нарушения обязательных требований.

В случае выявления по результатам проверки правонарушения лицу,
в отношении которого проводилась проверка и в действиях которого выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу,
в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в случае признания лица виновным в совершении правонарушения выносится постановление о назначении административного наказания. Лицо, в отношении которого назначено административное наказание, не освобождается от исполнения обязанности по устранению нарушения.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель вправе привлекать правонарушителей к административной ответственности за совершение административных правонарушений, ответственность
за которые предусмотрена следующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –  КоАП РФ):

- самовольное занятие земельных участков (ст. 7.1 КоАП РФ);

- использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования лицами, не выполнившими обязанность
по его переоформлению (ст. 7.34 КоАП РФ);

- использование земель не по целевому назначению в соответствии
с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ);

- неиспользование земельных участков (ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ);

- невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ч. 4 ст. 8.8 КоАП РФ);

- неповиновение требованию госземинспектора или воспрепятствование осуществлению им служебных обязанностей (ст 19.4, 19.4.1 КоАП РФ);

- невыполнение предписаний госземинспектора по вопросам устранения нарушений земельного законодательства (ст. 19.5 КоАП РФ);

- непринятие по постановлению органа, рассмотревшего дело, мер
по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ);

- непредоставление в государственный орган сведений, необходимых для осуществления его законной деятельности (ст. 19.7 КоАП РФ);

- неуплата административного штрафа в срок (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ);

- заведомо ложные показания свидетеля, специалиста, эксперта и иных лиц (ст.ст. 17.9, 19.26 КоАП РФ).

Как показывает надзорная практика основными нарушениями земельного законодательства, выявленными государственными инспекторами по использованию и охране земель в 2016 году на территории Омской области, являются нарушения, связанные с самовольным занятием земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (40%), использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (4%), не исполнение в срок законного предписания об устранении правонарушения (27%).

Основной мерой административного наказания нарушителей земельного законодательства является административный штраф. С 20 марта 2015 года увеличились штрафы за нарушения отдельных положений земельного законодательства. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 08.03.2015 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому предусмотрено увеличение административных штрафов, а также новый порядок исчисления их размеров за нарушения земельного законодательства.

Ранее размеры штрафов за нарушение земельного законодательства не менялись более пяти лет и в определении размеров штрафов не учитывались индивидуальные особенности участка земли, например, его площадь, категория, кадастровая стоимость, что привело к  многочисленным нарушениям. Землепользователям проще и дешевле было периодически оплачивать незначительные штрафы за неисполнение предписания
об устранении нарушений, чем устранить таковое.

Теперь за самовольное занятие участка или части участка, использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, установлен штраф:

-     на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тысяч рублей;

-     на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тысяч рублей;

-     на юридических лиц – от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тысяч рублей.

В случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка:

-     на граждан в размере от 5 до 10 тысяч рублей;

-     на должностных лиц – от 20 до 50 тысяч рублей;

-     на юридических лиц – от 100 до 200 тысяч рублей.

Предусмотрен штраф также за использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по проведению земель в состояние, пригодное для использования по такому назначению, который в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, установлен в размере:

-     на граждан – от 0,5 до 1 процента от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 000 рублей;

-     на должностных лиц – от 1 до 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 000 рублей;

-     на юридических лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 рублей.

В случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка:

-     на граждан в размере от 10 000 до 20 000 рублей;

-     на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей;

-     на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.

По итогам 2016 года к административной ответственности
по протоколам государственных инспекторов по использованию и охране земель привлечено 825 нарушителей на общую сумму штрафов 25 305 048 рублей.

Следует отметить, что мероприятия по государственному земельному надзору направлены на правоприменительную практику в области земельных правоотношений, так как собственники, землепользователи, владельцы, арендаторы земельных участков должны знать не только свои права,
но и обязанности, возложенные на них действующим законодательством, при использовании принадлежащих им земель и осознавать меру ответственности за нарушение правил их использования.

 

Дарья Иванушкина,

старший специалист 3 разряда
отдела государственного земельного надзора

Управления Росреестра

по Омской области.

Приказ Управления Росреестра сократил сроки регистрации прав и кадастрового учета в омском регионе

                                                                                                                                                                                                                                       

Сроки государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав определены статьей 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости).

Законодателем  все сроки установлены независимо от формы представления документов и варьируются   в зависимости от места приема документов (многофункциональный центр либо орган регистрации) и учетно-регистрационной процедуры (кадастровый учет, регистрация или одновременный кадастровый учет и регистрация).

Учитывая актуальность и приоритет получения услуг в электронном виде через портал Росреестра, в целях повышения доступности предоставления государственных услуг с 01 июля 2017 года Приказом Управления Росреестра по Омской области от 26.06.2017  № П/198 «О проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество в сокращенные сроки» сокращены сроки государственной регистрации в отношении определенных регистрационных действий.

Так, срок регистрации сокращен для заявлений о государственной регистрации, представленных в ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ  до четырех  рабочих дней, для ипотеки жилых помещений до трех рабочих дней.

Помимо этого сокращен срок регистрации прав ветеранов Великой Отечественной войны, вдов (вдовцов) ветеранов Великой Отечественной войны,  а также сделок с их участием до трех рабочих дней, независимо от формы  (электронной или бумажной) представления заявления.

Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что сокращенные сроки регистрации имеют место быть только в случаях отсутствия оснований для приостановления регистрации, установленных статьей 26 Закона о недвижимости.

 

Динара Галиаскарова,

начальник Омского отдела

Управления Росреестра

по Омской области,

  государственный регистратор.                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


13.07.2017 09:41

версия для печати

Поделиться в социальных сетях:
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter