Муромцевский муниципальный район
Портал Правительства Омской области

Информация Росреестра

Закон о государственной  регистрации.

Какие сроки сокращены, а какие увеличены?

 

До  1 января 2017 года  государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществлялась в срок, равный  10 рабочим дням со дня приема заявления и документов согласно  ч. 3 ст. 13  Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

С 1 января 2017 года Федеральным законом № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) определен новый подход к срокам регистрационных действий.  

Во-первых, до вступления в силу Закона о регистрации  кадастровый учет и регистрация прав были разными процедурами.   С 2017 года  граждане и юридические лица, осуществляющие сделки с недвижимостью,  одновременно могут подавать заявления на кадастровый учет и регистрацию прав,  что будет способствовать экономии времени заявителей и в целом сделает операции с недвижимым имуществом более удобными для них. 

При этом нужно знать, что одновременно кадастровый учет и государственная регистрация будут проводиться  только в установленных законом случаях. Например, в связи с созданием или образованием объекта недвижимости, прекращением  существования  объекта,  права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Во-вторых, срок регистрации теперь зависит от того, куда обращается заявитель: непосредственно в орган регистрации прав  – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области (далее – Кадастровая палата) или в многофункциональный центр  (далее – МФЦ).

Независимо от формы представления документов (личное обращение,  направление документов почтовым отправлением либо в электронной форме)  кадастровый учет и (или) регистрация прав осуществляются в следующие сроки:

государственная регистрация права   7 рабочих дней при приеме документов Кадастровой палатой (9 рабочих дней –  при приеме документов в МФЦ);

государственный кадастровый учет  5 рабочих дней при  приеме документов  Кадастровой палатой (7 рабочих дней – при приеме документов в  МФЦ);

государственный кадастровый учет и (одновременно с ним)   государственная регистрация прав – 10 рабочих дней при приеме документов Кадастровой палатой (12 рабочих дней – при приеме документов  в  МФЦ);

государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав в соответствии с судебным актом, вступившим в законную силу, – 5 рабочих дней с даты поступления судебного акта в Кадастровую палату.

Пунктом 9 статьи 16 Закона о регистрации  предусмотрен срок для регистрации прав на основании нотариально удостоверенных сделок, свидетельств о праве на наследство, свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов. Так, при обращении в Кадастровую палату с заявлением и необходимыми документами  регистрация будет осуществлена в течение 3 рабочих дней (при подаче документов в МФЦ  этот срок составит 5 рабочих дней). В случае  поступления заявления и документов в электронной форме регистрация будет осуществлена в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления документов.

Таким образом,  оформление сделок у нотариуса с последующим обращением за регистрацией прав  в электронной форме – единственный легитимный способ для осуществления государственной регистрации в течение одного рабочего дня. При этом законодатель четко определил, что правовая экспертиза в указанных случаях государственным регистратором не проводится.

Законом о регистрации сохранен срок для государственной регистрации ипотеки жилых помещений, он равен 5 рабочим дням, если документы поступили в Кадастровую палату (7 рабочим дням –  если документы поступили в МФЦ). Следовательно, регистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений  осуществляется в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Кадастровую палату. Однако срок сократится до трех и пяти рабочих дней в зависимости от места подачи документов (Кадастровая палата либо МФЦ), если государственная регистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка). Если учесть, что  до 2017 года срок регистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений  составлял 15 рабочих дней, то именно в этом случае срок регистрации заметно сокращен.

Вместе с тем, наряду  с сокращением  сроков для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав,  законодатель установил более продолжительные сроки приостановления кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость. В  Законе о регистрации содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и регистрация могут быть приостановлены.

Так,  статьей 26 Закона о регистрации (основания и сроки приостановления  осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по решению регистратора)  существенно расширен перечень таких оснований, каждый из которых дает регистратору право принять решение о приостановлении. По общему правилу приостановление по инициативе регистратора теперь возможно на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на 3 месяца, тогда как ранее регистрация прав могла быть приостановлена на срок не более месяца, в то время, как срок приостановления кадастрового учета остался прежним и составляет также не более 3 месяцев.

Кадастровый учет и (или) регистрация прав также могут быть приостановлены по инициативе заявителя не более чем на 6 месяцев однократно на основании заявлений лиц, обратившихся за предоставлением государственной услуги.

Между тем, вступивший в силу Закон о регистрации сокращает время не только на регистрацию прав и кадастровый учет недвижимости, но и на сроки получения сведений  из ЕГРН. Теперь эти сведения предоставляются в течениe трех рабочих дней вместо ранее установленного срока в пять рабочих дней.

 

Динара Галиаскарова,

начальник Омского отдела

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.

 

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ И КАРТОГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ ФЕДЕРАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ


    

Лицензирование осуществляется на основании Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и  постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 № 1016 «О лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)».

Для получения лицензии на осуществление вышеназванных геодезических и картографических работ необходимо обеспечить следующие условия.

Наличие у соискателя лицензии зданий и (или) помещений, приборов и оборудования, прошедших поверку (калибровку) в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и необходимых для выполнения заявленных работ.

Наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя (соискателя лицензии) работников, заключивших с ним трудовые договоры для осуществления геодезических и картографических работ по должности в соответствии со штатным расписанием, имеющих высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по специальностям геодезия, картография, прикладная геодезия, астрономогеодезия, космическая геодезия, аэрофотогеодезия, фотограмметрия и дистанционное зондирование, исследование природных ресурсов аэрокосмическими средствами, землеустройство, городской кадастр, гидрография и навигационное обеспечение судоходства, маркшейдерское дело, а также стаж работы по этим специальностям не менее 1 года.

Наличие у соискателя лицензии системы производственного контроля за соблюдением технологии выполнения геодезических и картографических работ и за соответствием качества выпускаемой продукции требованиям нормативно-технических документов в области геодезической и картографической деятельности, утвержденных в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О геодезии и картографии".

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случаях:

-реорганизации юридического лица в форме преобразования;

-изменения наименования юридического лица;

-изменения имени, фамилии, отчества индивидуального предпринимателя;

-изменения адреса места нахождения юридического лица;

-изменения места жительства индивидуального предпринимателя;

-изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;

-изменение перечня выполняемых работ.

Порядок переоформления лицензии изложен в статье 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Переоформление лицензии осуществляется в течение 10 рабочих дней (часть 16 статьи 18  вышеназванного Закона) или 30 рабочих дней (часть 17 статьи 18 Закона)  со дня получения Управлением соответствующего заявления и прилагаемых к нему документов.

В переоформлении лицензии может быть отказано в случаях представления организацией недостоверной или искаженной информации, а также установления в ходе проверки несоответствия организации лицензионным требованиям (части 7 и 9 статьи 18 Закона).

Лицензиат должен соответствовать лицензионным требованиям постоянно, пока он имеет действующую лицензию (даже если в проверяемый период лицензиат не выполнял работ, входящих в лицензируемый вид работ). Лицензионный контроль в рамках своих полномочий осуществляет Управление Росреестра по Омской области, являясь лицензирующим органом.

 

 

Александр Борисов,

главный специалист-эксперт

отдела государственного земельного

надзора, геодезии и картографии

Управления Федеральной службы

государственной регистрации,

кадастра и картографии

по Омской области

Ирина Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок

 

Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленная на получение и увеличение прибыли, должна подвергаться проверкам со стороны государства с целью недопущения злоупотреблений и нарушения законодательства. Таким образом, должен иметь место контроль (надзор) государства в лице его специальных органов за деятельностью организаций и частных предпринимателей.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее –

Закон) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Данным Законом установлены (в том числе) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Согласно статье 8 Закона (Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности):

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора).

2. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг в составе установленных видов деятельности.

3. Предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами, не допускается.

4. В уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности указывается о соблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, а также о соответствии их работников осуществляемой ими предпринимательской деятельности  и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

5. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Указанное уведомление может быть представлено в форме электронного документа.

6. Дополнительно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сообщаются сведения о следующих изменениях:

1) изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;

2) изменение места жительства индивидуального предпринимателя;

3) реорганизация юридического лица.

7. Сведения об указанных в части 6 настоящей статьи изменениях представляются в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через МФЦ не позднее десяти рабочих дней с даты внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Правительством Российской Федерации устанавливаются форма уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и порядок представления таких уведомлений в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через МФЦ, в том числе в форме электронных документов, а также порядок их учета.

9. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые осуществляют виды деятельности, указанные в части 2 настоящей статьи, в случае непредставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности или представления таких уведомлений с содержанием в них недостоверных сведений несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 21 Закона руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа  муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Помимо прав проверяемые лица при осуществлении контролирующими органами мероприятий по контролю несут обязанности, неисполнение которых влечет за собой возможность привлечения проверяемых лиц к административной ответственности.

К числу таких обязанностей, согласно части 1 статьи 25 Закона, относится обязанность обеспечить при проведении проверки присутствие руководителей, должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя, их уполномоченных представителей.

Часто в ходе проверок должностным лицам контролирующих органов необходимо осуществить осмотр различных помещений проверяемого лица, документов, составляемых в ходе осуществления деятельности проверяемым  лицом, осмотр средств, с помощью которых осуществляется предпринимательская деятельность и т. д. Выполнение данных действий возможно только в случае предоставления доступа к таким помещениям, документам и средствам представителями проверяемого лица.

С данной целью законодательно установлена обязанность обеспечить присутствие проверяемого лица при проведении проверок.

Согласно части 2 статьи 25 Закона руководители, должностные лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, их уполномоченные представители, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок, не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает виды административных правонарушений, за совершение которых в ходе проведения проверки проверяемое лицо может быть подвергнуто административному наказанию:

статья 19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)";

статья 19.4.1 "Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора)";

статья 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)".

Таким образом, чтобы начать новую деятельность, юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю достаточно уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) либо МФЦ, что отменяет процедуру получения всевозможных разрешений и заключений, которые требовались ранее.

Систематическое наблюдение за исполнением обязанностей, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, четко прописанными в данном Законе, позволят действовать в рамках законодательства с целью дальнейшего развития своей деятельности.

Бударина,

ведущий специалист-эксперт

                                                                                                                     Омского отдела

Управления Росреестра

по Омской области.

  Обзор судебной практики

по делам об обжаловании действий (бездействия)

Управления Росреестра по Омской области  за 2016 год

 

В результате активной хозяйственной деятельности в различных сферах продолжает  увеличиваться количество спорных моментов и конфликтных ситуаций между участниками гражданского оборота, для разрешения многих из них требуется обращение в судебные органы. Из-за сложностей судебно-правовой системы и постоянного обновления действующего законодательства защита интересов предполагает профессиональное представительство в гражданском суде.

Судебная практика в Управлении Росреестра по Омской области складывается по основным направлениям деятельности, в том числе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственной кадастровой оценке земель, земельному надзору и другим.

В общей сложности в прошедшем году сотрудниками отдела правового обеспечения, контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций  осуществлено представление интересов Управления Росреестра по Омской области в 4 298  (2015 г. – 4 949) судебных разбирательствах по различным категориям дел путем личного участия либо подготовки письменного отзыва в рамках заявленных требований.

Бесспорно, и подтверждается цифрами, что подавляющее большинство судебных разбирательств, по которым осуществляется судебное представительство, связаны с вопросами государственной регистрации прав.

За 2016 год Управление было привлечено к участию в 4091 судебном разбирательстве (2015 г. – 4 673) по вопросам государственной регистрации прав в качестве: 

– истца – 3 (2016 г. –1);

– заинтересованного лица – 119 (130);

– административного ответчика – 87;

– ответчика – 226 (268);

– третьего лица – 3661 (4272).

Предметами судебных споров с участием Управления по вопросам государственной регистрации прав в 2016 году явились:

– иски о признании прав;

– установление фактов принадлежности документов;

– оспаривание прав, оспаривание сделок, истребование из чужого незаконного владения, о сносе самовольно возведенных построек;

– требования о регистрации прекращения, перехода, возникновения  прав при уклонении одной из сторон;

– обжалование действий (бездействия) Управления.

Общее количество рассмотренных судами требований об обжаловании действий (бездействия) Управления с учетом перешедших из предыдущего периода (33) – 239 (2015 г. – 156).

Из рассматриваемых в указанном периоде по данной категории дел:

– общее количество рассмотренных требований об обжаловании отказов в государственной регистрации составило 176 (2015 г. – 115), признано незаконными – 36 (2015 г. – 22), законными – 83 (2015 г. – 53), частично требования удовлетворены – 0 (2015 г. – 2), по 30 делам производство прекращено либо дела оставлены без рассмотрения (2015 г. – 17), 27 – находятся в производстве.

– общее количество рассмотренных требований об обжаловании приостановлений государственной регистрации составило 32 (2015 г. – 19), признано незаконными – 1 (2015 г. – 2), частично удовлетворены требования – 0 (2015 г. – 1), законными – 20 (2015 г. – 3), по 6 делам производство по делу прекращено (2015 г. – 6), 5 дел находятся в производстве.

– общее количество рассмотренных требований об обжаловании отказов в предоставлении информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним составило – 4 (2015 г. – 7), незаконными признано 2 (2015 г. – 2), законными – 2 (2015 г. – 3).

– общее количество рассмотренных требований об обжаловании иных действий (бездействия) Управления, в том числе по проведенной государственной регистрации, составило 27 (2015 г.  – 15), признано незаконными 5 (2015 г. – 1), законными – 12 (в 2015 г. – 19), по 5 делам производство прекращено (2015 г. – 2), 5 дел находятся в производстве.

Сравнительный анализ вышеуказанных статистических данных и аналогичных показателей прошлого года показывает значительное увеличение (почти на 60 процентов) количества требований, заявленных в рамках обжалования действий (бездействия) Управления, а также незначительное уменьшение общего количества судебных дел, к участию в которые привлекалось Управление.

Увеличилось количество судебных актов, вынесенных как в пользу  Управления (2015 г. – 78, 2016 г. – 117), так и не в пользу (2015 г. – 27, 2016 г. – 44). Количество дел, по которым решения вынесены не в пользу Управления, по отношению к общему количеству рассматриваемых дел по оспариванию решений, действий (бездействия) Управления составляет 18 процентов, тогда как в аналогичном периоде 2015 года – 19 процентов.

Сумма денежных средств, подлежащих выплате на основании вступивших в законную силу судебных актов по вышеуказанной категории дел, – 542 186,80  руб., из них 13 460,50 руб. взысканы в ходе рассмотрения в исковом производстве дел об оспаривании государственной регистрации (Управление  – ответчик), 99 600 рублей – государственная пошлина по делам об оспаривании решений, действий Управления. За 2016 год с Управления также взысканы судебные расходы (услуги представителя) в размере 429 126, 30 руб. по делам об оспаривании действий.

Основными причинами, приведшими к признанию в судебном порядке незаконными решений и действий (бездействия) Управления, явились отсутствие единообразного толкования, применения норм действующего законодательства, а также единой правоприменительной практики по ряду вопросов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок  с ним. При этом формирование судебной практики по спорным вопросам в некоторых случаях шло по нескольким аналогичным делам, что нельзя поставить в зависимость от волеизъявления  сотрудников Управления.

В основном отказы в государственной регистрации были обоснованы:

– неполнотой представляемых заявителями документов на государственную регистрацию;

– несоответствием представленных документов по форме и содержанию действующему законодательству;

– наличием предусмотренного законом запрета осуществления государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Большое количество требований в суд в рамках обжалования действий  предъявлено по причине отказов в государственной регистрации в связи с изменением объектов прав. Так, по настоящее время не урегулированным остается порядок действий при осуществлении регистрации в отношении прав на реконструированные, перепланированные (переустроенные) объекты как нежилого, так и жилого назначения, когда заявителем не представлены разрешительная документация  либо документ, подтверждающий отсутствие необходимости предоставления  таковой.  Примечательно то, что судебные акты, принимаемые арбитражным судом,  в большинстве своем вынесены не в пользу Управления, тогда как суды общей юрисдикции соглашаются с мотивацией принятых государственными регистраторами решений.

Кроме того, значительное количество судебных споров вызвано началом применения изменений, внесенных в нормы действующего земельного законодательства, вступивших в силу с 01.03.2015. Спорным стал вопрос о возможности  расценивания  договоров аренды с определенным сроком действия как пролонгированных в силу закона, при указании внесенными изменениями норм права на невозможность перезаключения отношений на новый срок без проведения торгов. Также под данную категорию споров попали случаи, когда на арендованном на определенный срок земельном участке велось строительство, которое окончено за пределами срока аренды. Принимаемые решения об отказах были мотивированы непредставлением правоустанавливающих документов на земельный участок, указывалось на прекращение действия договора аренды земельного участка, в связи с чем, невозможно внесение каких-либо изменений в данный договор.

В 2016 году Управление было привлечено к участию в 60 (2015 г. – 101) судебных разбирательствах  по вопросам  кадастрового учета в качестве: 

–заинтересованного лица (в рамках обжалования действий) – 0 (2015 г. – 2);

– третьего лица – 60 (99).

Сумма денежных средств, подлежащих выплате на основании вступивших в законную силу судебных актов по данной категории дел, – 0 рублей.

Причиной привлечения Управления к участию в судебных процессах по вопросам государственного кадастрового учета объектов недвижимости является то, что согласно Федеральному закону № 221-ФЗ именно Управление является органом кадастрового учета. Несмотря на то, что Росреестром делегированы полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества подведомственному учреждению – филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, лица, участвующие в процессе, и суды продолжают привлекать Управление к участию в процессе. Отделом в отзывах на иски разъясняется правовое положение Управления, а также филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области как надлежащего участника процесса.

Поскольку полномочия по контролю за осуществлением филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области деятельности по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений из него, государственному кадастровому учету недвижимого имущества по-прежнему закреплены за Управлением (п. 7.1.22 Положения), отделом в отзывах на заявления в отдельных случаях высказываются позиции относительно заявленных требований по существу.

Разбирательства, к участию в которых привлекается Управление, в основном связаны с установлением границ земельных участков, со спорами, возникшими между правообладателями смежных земельных участков, с взаимосвязанностью требований по кадастровому  учету и государственной регистрации.

В  рассматриваемом периоде Управление было привлечено к участию в 20 (2015 г. – 14) судебных разбирательствах по вопросам, связанным с кадастровой оценкой. Данные требования  заявлялись в порядке:

– обжалования решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Омской области – 4 (2015 г. – 0);

– в порядке изменения кадастровой стоимости на рыночную стоимость 12 (2015 г. – 6);

– в порядке оспаривания кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений, использованных при проведении кадастровой оценки – 3 (2015 г. – 0);

– в порядке оспаривания бездействия Управления по непринятию Комиссией к рассмотрению заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости – 1 (2015 г. – 0).

В целом, Управление было привлечено к участию в судебных разбирательствах в качестве:

– административного ответчика (аналогичен статусу заинтересованного лица в гражданском судопроизводстве) – 3 (2015 г. – 3);

– заинтересованного лица (аналогичен статусу третьего лица в гражданском судопроизводстве) – 16;

– заинтересованного лица в арбитражном судопроизводстве – 1.

По результатам рассмотрения судом заявленных требований, с учетом ранее заявленных, вынесены решения в пользу Управления – 3 (2015 г. – 7), не в пользу – 1 (1). Решений, которые не затрагивают права и законные интересы Управления, – 12; в производстве находятся 4 дела (2 дела – по обжалованию решений Комиссии, 2 – по установлению кадастровой стоимости в размере рыночной).

Сумма денежных средств, подлежащих выплате на основании вступивших в законную силу судебных актов по данной категории дел, – 0 рублей.

Судебная практика по делам, связанным с кадастровой стоимостью объектов недвижимости, по-прежнему складывается таким образом, что истцы заявляют требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Исковые заявления принимаются к рассмотрению Омским областным судом при условии, что приложен отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, в отсутствие данного доказательства исковое заявление остается без движения. По всем делам судами назначаются экспертизы об определении действительной рыночной стоимости объекта. Заключение такой экспертизы выступает основанием для удовлетворения соответствующего искового требования.

С учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от 25.06.2015 № 28 о том, что территориальные управления Росреестра не могут выступать ответчиками по делам, связанным с недостоверностью кадастровой стоимости объектов недвижимости, Управление принимает участие в делах по спорам о результатах определения кадастровой стоимости по правилам Кодекса административного судопроизводства в качестве заинтересованного лица (как третье лицо), за исключением случаев оспаривания решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В делах по оспариванию решений комиссии Управление привлекается в качестве административного ответчика с возложением обязанности по представлению материалов, послуживших оснований для принятия комиссией оспариваемого решения.

В течение 2016 года требования к Управлению по вопросам геодезии и картографии не заявлялись (2015 г. – 1).

Вступившим в законную силу в 2016 году решением 1 предписание признано частично недействительным.

Сумма денежных средств, подлежащих выплате на основании вступивших в законную силу судебных актов по данной категории дел, – 3 000 рублей.

В течение 2016 года Управление было привлечено к участию  в 119 (2015 г. 97) судебных разбирательствах по вопросам государственного земельного надзора в качестве заинтересованного лица (в рамках обжалования действий).

Вступивших в силу судебных решений, вынесенных в пользу Управления, – 55 (2015 г. – 19), вынесенных не в пользу Управления – 49 (2015 г. – 19), в 19 случаях требования удовлетворены частично (снижен размер штрафа, отменены по малозначительности правонарушения) (2015 г. – 18), 16 дел находятся в производстве (2015 г. – 37).

По результатам судебных разбирательств приняты следующие решения:

– об отмене постановлений полностью – 42, из них 8 постановлений территориальных отделов Управления;

– об оставлении постановлений в силе – 48, из них 4 постановления территориальных отделов;

– об изменении постановлений в части снижения административного штрафа – 13, изменения штрафа на предупреждение – 2;

– об отмене постановлений в связи с малозначительностью правонарушения – 4;

– об отмене постановления, направлении на новое рассмотрение – 1;

– об отмене предписаний полностью – 6;

– об отмене предписания в части – 1;

– о прекращении производства по делу – 16;

– о признании законными распоряжения, акта проверки – 2;

– о признании законным отказа в не проведении проверки по обращению гражданина – 1;

– о признании законными предписаний – 4.

За период 2016 года Управление 119 раз привлекалось к участию в судебных разбирательствах в качестве заинтересованного лица (в рамках обжалования действий) (2015 г. – 97). На рассмотрении находится 16 дел. Сумма денежных средств, подлежащих выплате на основании вступивших в законную силу судебных актов по данной категории дел, – 74 000 рублей (2015 г. – 24 000), из них 18 000 – возмещение государственной пошлины по делам об оспаривании решений и действий Управления, 56 000 – возмещение судебных расходов.

Анализ показателей по делам данной категории показывает  увеличение на 18 процентов количества требований об обжаловании решений должностных лиц, при этом значительно (на 65 процентов) увеличилось количество судебных актов, вынесенных в пользу Управления. 

Основной причиной признания незаконными постановлений должностных лиц о привлечении к административной ответственности выступает недоказанность административным органом состава административного правонарушения в действиях (бездействии) привлекаемого к ответственности лица.

В большинстве случаев это касается дел об административном правонарушении, которые возбуждены по материалам, поступившим в Управление из Департамента имущественных отношений Администрации    г. Омска (муниципальный земельный контроль), администраций административных округов г. Омска, подразделений полиции. Представленные материалы в отдельных случаях действительно не содержат достаточных прямых доказательств виновности лица в использовании земельного участка в нарушение требований земельного законодательства, в причастности лица к пользованию участком. При этом государственный инспектор по охране земель не проводит внеплановую проверку, не осуществляет самостоятельно поиск доказательств вины, а составляет протокол об административном правонарушении по имеющимся материалам, основывая выводы во многом на том, что лицо не отрицает факта нарушения, своей вины.

Между тем, в процессе судебного заседания заявители активно отрицали свою вину в неправомерном использовании земельного участка, что с учетом презумпции невиновности выступает основанием для освобождения заявителя от ответственности.

По ряду дел об административных правонарушениях указывались  следующие замечания: измерения границ земельного участка выполнены без приведения в материалах дела координат поворотных точек границ; выполненные фотоснимки не имеют привязки к местности, не позволяют точно определить место, не понятен ракурс, с которого выполнена фотосъемка.

В ряде случаев судьи дают оценку постановлению с позиции возможности устранения допущенного нарушения. По мнению судей, отсутствие у лица объективной возможности перевода фактического землепользования в законное состояние указывает на отсутствие состава административного правонарушения.

В отчетном периоде одним из оснований отмены постановлений в случаях привлечения к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ явилось отсутствие у собственников объектов капитального строительства правоустанавливающих документов на земельный участок под строением. Судьи единогласно сходятся во мнении, что в действиях лица, обладающего правом собственности на объект недвижимости (на основании судебного акта, сделки), размещаемый на земельном участке, отсутствует факт самовольного занятия такого участка. По убеждению суда титульный собственник объекта недвижимости имеет право пользования земельным участком, необходимым для его размещения, объективная сторона статьи 7.1 КоАП РФ не охватывает отсутствие оформленного правоустанавливающего документа на землю.

В 2016 году нарушения процедурного характера, связанные с ненадлежащим извещением лица о составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела, в единичных случаях выступали основанием для отмены постановлений.

Характерно, что судьи не применяют положения КоАП РФ о малозначительности правонарушения (только по одному делу судья отменил постановление по этому основанию).  Но в случае значительного для бюджета лица административного штрафа суды  удовлетворяют ходатайство о его снижении с изменением постановления о назначении административного штрафа.

 

 

Ольга Широченкова,

начальник отдела правового

обеспечения, по контролю

(надзору)  в сфере СРО

Управления Росреестра

по Омской области.

 

 


15.03.2017 12:42

версия для печати

Поделиться в социальных сетях:
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter