Муромцевский муниципальный район

Государственная регистрация и кадастровый учет недвижимости

Омская «Школа электронных услуг Росреестра» в августе

 

Очередное занятие в омской  «Школе электронных услуг Росреестра», в котором приняли участие представители риэлторского сообщества города Омска – компания недвижимости «Квартсервис», состоялось 12 августа  в Управлении Росреестра по Омской области в режиме видеоконференцсвязи.

Участники школы обсудили перспективы и технические вопросы перехода компании «Квартсервис» на электронное взаимодействие с Росреестром, минуя посещение офисов МФЦ.

В рамках занятия руководитель школы, заместитель начальника отдела государственной регистрации недвижимости  Юлия Швецова ответила на все вопросы участников, связанные с электронной передачей заявлений и документов на государственную регистрацию прав, в том числе на вопросы о  реализации  на практике норм Федерального закона от 02.08.2019 № 286-ФЗ в части необходимости представления заявлений о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, а также разъяснила порядок и условия получения  заявителями усиленных квалифицированных электронных подписей.

Управление Росреестра по Омской области напоминает, что занятия в «Школе электронных услуг Росреестра» проходят на постоянной основе и проводятся бесплатно для всех желающих разобраться в правовых и технических вопросах электронного взаимодействия с Росреестром.

Очередное занятие в школе запланировано на 23 сентября, оно состоится по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 56, в 14.00.

Предварительная запись осуществляется по адресу электронной почты 11syl@r55.rosreestr.ru

Омский Росреестр о порядке изменения адреса объекта недвижимости

 

Перед владельцем индивидуального жилого дома или другого объекта недвижимости (земельного участка, здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства) часто встаёт вопрос, как изменить его адрес? Ведь адрес является характеристикой, которая определяет местоположение данного объекта в пределах населенного пункта либо за его чертой.

В  настоящее время правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 г. № 1221 «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» (далее – Правила), где указано, что правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.

Чтобы изменить адрес объекта, собственнику следует обратиться в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта недвижимости.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» присвоение адресов, изменение, аннулирование адресов отнесено к полномочиям городских, сельских поселений, городских округов. Соответственно, орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, принимает решение о присвоении адреса, изменении, аннулировании  адреса объекта недвижимости и предоставляет копию такого решения правообладателю объекта недвижимости по его запросу.

Определенный адрес может быть присвоен только одному объекту, то есть он должен быть уникальным и неповторяющимся. Во избежание повторения одного и того же адреса следует   проверить его наличие в Федеральной  информационной  адресной  системе (ФИАС). Одновременно с присвоением соответствующим органом местного самоуправления адреса объекту недвижимости указанный адрес вносится в ФИАС. Кроме того, ФИАС является общедоступным ресурсом, и любое заинтересованное лицо может посмотреть информацию об адресе интересующего его объекта недвижимости.

Согласно ч. 5 ст. 32 Федерального закона от 03.07.2016 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) оператор ФИАС, осуществляющий ведение государственного адресного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такой реестр сведений о присвоении адресов объектам адресации, об изменении или аннулировании адресов объектов адресации обеспечивает предоставление органу регистрации прав соответствующих сведений для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Адрес объекта в силу Закона о регистрации  является дополнительной характеристикой, которая изменяется на основании решения (акта) органа государственной власти или органа местного самоуправления. В силу статьи 33 Закона о регистрации, если сведения, указанные в части 5 статьи 32 данного Закона, не внесены в ЕГРН в установленные сроки, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН.

Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Для того, чтобы внести в ЕГРН сведения о присвоении, изменении, аннулировании адреса объекта недвижимости, необходимо осуществить следующие действия:

– обратиться в офис МФЦ с заявлением о внесении сведений в ЕГРН об объекте недвижимости согласно Приложению №2 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015г. N920;

– осуществить вышеуказанные действия посредством сервиса «личный кабинет правообладателя» (вкладка услуги и сервисы) на сайте Росреестра.

Присвоение, изменение и аннулирование адреса осуществляется без взимания государственной пошлины.

 

Омский Росреестр о неузаконенной реконструкции объекта ИЖС

 

         Неузаконенная реконструкции объекта индивидуально жилищного строительства (ИЖС) является  одной из причин наличия в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) двух разных значений площади объекта недвижимости.

         Многие граждане сталкиваются с ситуацией, когда, получив выписку из ЕГРН, в описании сведений о принадлежащем им объекте видят в реквизите "площадь" один размер площади объекта недвижимости, а в сведениях раздела 1 со статусом "актуальные незасвидетельствованные" – другой.

Данная ситуация обычно возникает в случае, когда правообладателем индивидуального жилого дома или его части после государственной регистрации права была произведена реконструкция объекта капитального строительства без получения соответствующего разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. А также произведен технический учёт реконструированного объекта в органе технической инвентаризации.

Стоит обратить внимание на то, что в соответствии с действующим законодательством под реконструкцией понимается изменение параметров жилого дома или его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе – надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.                                       Любая реконструкция объекта капитального строительства требует ее оформления в установленном порядке, а это не только получение необходимых разрешений, но и внесение в ЕГРН сведений об изменении той или иной характеристики объекта недвижимости. Пренебрежение актуальными законами или незнание правил может повлечь за собой ряд неприятностей, в том числе невозможность совершения сделок с таким объектом.

Требования о необходимости оформления перепланировки или реконструкции объекта недвижимости актуальны как в отношении проводимых в настоящее время работ, так и работ, произведенных ранее.

С 1 января 2017 года – дня вступления в силу Федерального закона 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 –данные двух информационных ресурсов –Единого государственного реестра прав (далее – ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) вошлив состав ЕГРН. Необходимо отметить, что в ЕГРП данные об объекте недвижимости вносились из документов, предоставляемых правообладателем при государственной регистрации прав, обременений и сделок с недвижимостью. В ГКН сведения об объектах капитального строительства были внесенные на основании технической документации (по данным последнего обследования), переданной организацией технической инвентаризации в рамках исполнения государственного контракта от 07.12.2011 № 165-Д «Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году (III этап)».

Таким образом, если после реконструкции была произведена инвентаризация объекта, но соответствующие изменения не были оформлены в установленном порядке, то ЕГРН содержит две характеристики, отличающиеся друг от друга (площадь объекта, этажность, расположение перегородок после его реконструкции).

Устранение данной проблемы может быть произведено, если в результате реконструкции объекта изменены только его характеристики на основании государственного кадастрового учёта изменений сведений об объекте, содержащихся в ЕГРН, посредством полученных органом регистрации от уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа государственной власти (органа местного самоуправления) заявления и технического плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, а также  уведомления об окончании реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, иных необходимых для осуществления соответствующих учетных действий документов либо – по заявлению собственника объекта недвижимости с целью осуществления учетно-регистрационных действий в отношении соответствующего объекта индивидуального жилищного строительства. Под исключение в данном случае будет подпадать образование нового объекта недвижимости (два здания были объединены в один объект недвижимости), в том числе в связи с изменением вида объекта недвижимости (в результате реконструкции объекта незавершенного строительства образовано здание).

При наличии у правообладателя разрешения на строительство или ввод объекта в эксплуатацию, полученных до 04.08.2018 – дня вступления в силу Федеральногозакона от 03.08.2018№ 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» – и не представленных на государственный кадастровый учет и регистрацию права, кадастровый учёт изменений сведений в ЕГРН о жилом доме можно осуществить на основании предоставленного в орган регистрации заявления, технического плана и вступившего в законную силу судебного акта, которым будет признано право на реконструированный объект.

 

Омский Росреестр о земельном надзоре и эффективности его осуществления

 

Государственный земельный надзор направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение действий, противоречащих принятым в земельном законодательстве правилам ее использования и охраны. Целью государственного земельного надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами требований, гарантирующих сохранность земельного фонда страны в целом и его отдельных участков.

Пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 года  № 1, установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

–  требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;

–  требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;

–  требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;

–  требований исполнения земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

–  требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Росреестра и его территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

При осуществлении функций по государственному земельному надзору в 1 полугодии 2020 года проведено 885 контрольных мероприятий, из них: 525 проверок в отношении 289 субъектов (физических, юридических лиц) и 360 административных обследований в отношении 378 объектов земельных отношений.

В результате проверок выявлено 380 нарушений соблюдения требований законодательства Российской Федерации, привлечено к административной ответственности 203 нарушителя на общую сумму штрафов 1541,17 тыс. рублей. Доля субъектов, допустивших нарушения, выявленные в результате проведения проверок, составила 70,2 процента
(1 полугодие 2019 – 68,2 процента).

На основании результатов административных обследований инспекторами проведено 89 внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства (в 1 полугодии 2019 – 142), в ходе которых выявлено 81 нарушение (1 полугодие 2019 году – 129).

Проведено 14 проверок органов местного самоуправления (1 половина 2019 – 17), по результатам которых выявлено 190 нарушений при предоставлении земельных участков (1 половина 2019 – 314).

К числу самых массовых нарушений, допускаемых физическими и юридическими лицами, как и в предыдущие годы, относятся самовольное занятие земельных участков, а в деятельности органов местного самоуправления – нарушение сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков.

Специалистами Управления, уполномоченными на осуществление функций по государственному земельному надзору, проведено 245 внеплановых проверок исполнения предписаний по устранению нарушений (в 1 полугодии 2019 – 381), по результатам которых:

–  установлено, что 189 предписаний исполнено, нарушения устранены (1 полугодие 2019 году – 240),

–  возбуждено 60 административных дел на основании ст. 19.5 КоАП РФ (1 полугодие 2019  – 141).

Таким образом, доля нарушений, которые устранены в установленный срок, составила 70 процентов (1 полугодие 2019 – 51 процент).

 

Омский Росреестр об организация проведения проверок соблюдения

земельного законодательства в отношении юридических лиц

и индивидуальных предпринимателей

 

В соответствии с законодательством Российской Федерации земля и ее ресурсы являются основным достоянием народа. Также она имеет особую социальную ценность как недвижимость. Поэтому с целью контроля справедливого распределения и целевого использования земель необходимо осуществление государственного земельного надзора. Рассмотрим, что он собой представляет и каким образом реализуется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее – юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства РФ, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность. Данная деятельность осуществляется посредством организации и проведения проверок указанных органов и лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.  Также эта деятельность направлена на систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирования состояния исполнения данных требований подконтрольными органами и лицами при осуществлении ими своей деятельности.

Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их права и обязанности, а также меры по защите прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Мероприятия государственного земельного надзора могут осуществляться в виде плановых и внеплановых проверок соблюдения требований законодательства РФ.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых и утверждаемых органами государственного надзора в соответствии с их полномочиями.

 Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

По общему правилу плановые проверки соблюдения земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся не чаще чем один раз в три года, а срок проведения проверок не может превышать двадцать рабочих дней. Однако при осуществлении государственного земельного надзора применяется риск-ориентированный подход. В данном случае периодичность проведения проверки зависит от категории риска.

Отнесение земельных участков к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения используемых юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром) государственного земельного надзора согласно приложению № 2 к Положению о государственном земельном надзоре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 (далее – Положение о государственном земельном надзоре).

Проведение плановых проверок использования юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

– для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, – не чаще чем один раз в 3 года;

– для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, – не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Срок проведения плановых проверок использования юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, не должен превышать 17 рабочих дней.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного надзора не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения.

Пунктами 7(1) и 7(2) Положения о государственном земельном надзоре предусмотрена обязанность использования должностными лицами Росреестра проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановой проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении  Росреестром земельного надзора, утверждена приказом Росреестра от 22.11.2017 № П/0530.

Используя проверочные листы (списки контрольных вопросов), юридические лица и индивидуальные предприниматели могут подготовиться к проверке соблюдения требований земельного законодательства и устранить имеющиеся недочеты в данной сфере.

С утвержденной формой проверочного листа (списка контрольных вопросов) заинтересованные лица могут ознакомиться на сайте  Росреестра.

Организация и проведение внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии со статьей 10 Закона № 294-ФЗ.

Предметом внеплановой проверки является:

соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;

проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются надзорным органом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности предпринимателя причинен вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Проведение внеплановой проверки также требуется согласовать с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан.

По результатам проверки (как плановой, так и внеплановой) должностными лицами органа государственного надзора, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В случае выявления нарушения обязательных требований земельного законодательства к акту проверки прилагается предписание об устранении выявленных нарушений, а также принимаются меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

 В результате осуществления государственного земельного надзора на территории Омской области за 2019 год в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 269 проверок (77 плановых проверок и 192 – внеплановых), в ходе которых выявлено 149 нарушений законодательства РФ.

По итогам выявленных нарушений к административной ответственности привлечен 71 субъект предпринимательской деятельности, общая сумма штрафов составила 4 млн. 330 тысяч рублей.

 

Омский Росреестр об особенности

государственной регистрации сервитутов

 

В соответствии со статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (другого соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования их участками (право на сервитут).

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Таким образом, земельный сервитут дает право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка  в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Стоит отметить, что установление сервитута на участке никак не ограничивает его собственника в правах. Однако суть сервитута сводится к тому факту, что лицо, не являющееся собственником земельного участка, имеет право ограниченного пользования другим  земельным участком.

Также факт смены собственника земельного участка никак не прекращает действия сервитута. В соответствии с п. 1 ст. 275 ГК РФ сервитут сохраняется в случае перехода права на земельный участок,  обремененный сервитутом, к другому лицу.

Кроме того, собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Согласно статье 52 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.

В случае если заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, допускается при наличии согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления, к документам, представляемым для проведения государственной регистрации сервитута, прилагается согласие вышеуказанных органов.

           Основные нормы, посвященные сервитутам, публичным сервитутам, содержатся в главе IV Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или  местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

         3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ.

 Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

Срок сервитута определяется по соглашению сторон (п. 7 ст. 23 ЗК РФ). Если участок, обременяемый сервитутом, взят в аренду или в безвозмездное пользование у государства или муниципалитета, этот срок не может превышать срок самой аренды (безвозмездного пользования) (п. 4 ст. 39.24 ЗК РФ).

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 ЗК РФ.

Для установления сервитута по соглашению сторон требуются следующие документы:

– заявление на государственную регистрацию;

– документ – основание для установления сервитута.

При представлении заявления о государственной регистрации посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица – также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.

Размер госпошлины составляет: 1500 рублей физического лица и 6000 рублей для юридического лица.

Сервитут считается действительным с момента его регистрации, устанавливается как на бессрочный период, так и на определенный срок.

Прекращение действия сервитута возможно по обоюдному соглашению сторон  при исчезновении условий, ставших причиной введения сервитута. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Публичный сервитут прекращается, в частности, с истечением срока, на который он был установлен.

Если отсутствуют общественные нужды, для которых был установлен публичный сервитут, по общему правилу он также может быть прекращен:

– уполномоченным органом – посредством принятия акта об отмене сервитута (п. 2 ст. 48 ЗК РФ);

– судом (в результате оспаривания решения или бездействия вышеуказанного уполномоченного органа).